«Ритмика»

Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Эти занятия развивают чувство ритма, музыкальный слух и память. Так же ряд упражнений помогает выработке координации движений, способствует «мышечному раскрепощению», дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке.

Данная программа состоит из разделов:

1. Игроритмика

2. Игропластика (стретчинг, гимнастика)

3. Строевые упражнения

4. Музыкально-подвижные игры

5. Элементарные танцевальные движения

6. Танцевально-ритмические этюды, постановки.

Актуальность программы связана с использованием разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Это позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Здоровье ребенка – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. Ритмика помогает творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

Педагоги

Кожевникова Олеся Александровна, педагог дополнительного образования, стаж работы 12 лет

Содержание программы

На занятиях по ритмике движения должны быть обязательно согласованы с музыкой. Характер и темп музыки, остановки в конце музыкальных фраз, динамические оттенки, акценты, кульминации в музыке отражаются в соответствующих движениях. Прежде чем приступить к выполнению движений, дети должны прослушать музыку, под которую они будут делать упражнения. В соответствии с музыкой дети идут шагом, бегут, делают подскоки с ноги на ногу, различные средства музыкальной выразительности отражаются в соответствующих движениях.

Работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильной осанкой. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступаем вперед, живот подтянут. Для того чтобы дети не уставали, необходимо чередовать подвижные занятия со спокойными – пением, слушанием музыки, беседами о музыке, анализом музыкальных произведений.

 Начинать заниматься ритмикой рекомендуется с самого раннего возраста. Программа музыкально-ритмического воспитания дошкольников учитывает психофизические особенности детей, их непосредственно-эмоциональную реакцию на музыку и определенные двигательные возможности. Основной формой деятельности на занятии остаются игры – сюжетно-ролевые, развивающие, тематические, образные, игры-превращения, игры-имитации.

 На занятии создаются простые ситуации, понятные детям, развивается образное мышление на простых примерах, используются наглядные пособия, игрушки. Огромное воспитательное значение имеет народное творчество, такие как сказки, загадки, стихи, песни.

Цели программы

Формирование навыка свободного движения воспитанников в соответствии с метроритмическими особенностями музыки и умения согласовывать свои движения с музыкой.

Результат программы

К концу учебного года дети от 4-5 лет должны уметь:

  •  Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
  • Передавать основные средства музыкальной выразительности;
  • Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;
  • Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
  • Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
  • Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
  • Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
  • Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами;

 Дети пятого года жизни, прошедшие обучение по данной программе, должны знать:

  •  Назначение спортивного зала и правила поведения в нём;
  • Правила подвижных игр.
  • Основные танцевальные позиции рук и ног;
  • Понятия: круг, шеренга, колонна.

 Дети 5-6 лет: Дети этого возраста должны знать:

  • основные танцевальные позиции рук и ног.
  • Владеть навыками ориентировки в пространстве и приобретать определенный «запас» движений в ритмических и танцевальных упражнениях.
  • Должны уметь передать характер музыкального произведения в движении.
  • Уметь точно и правильно исполнять танцевальные постановки.
  • Владеть основами хореографического искусства, уметь выражать в движении основные средства музыкальной выразительности.

 Дети 6-7 лет:

  • дети должны уметь выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,владеть основами хореографических упражнений.
  • Усвоить большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру.
  • Должны уметь импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинять элементы для танцев.

Особые условия проведения

Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

Выбор оптимальной системы занятий;

Материально-техническая база

Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.

 1. Флажки 3-х цветов по числу детей в группе.

 2. Ленты разных цветов по числу детей в группе.

 3. Платочки разных цветов (размер 20-25 см).

 4. Погремушки по числу детей в группе.

 5. Цветы небольшие нежных оттенков.

 6. Обручи легкие пластмассовые.

 7. Шнур яркий длиной 3-4 метра.

 8. Мячи среднего размера по числу детей в группе.

 9. Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).

 10. Гимнастические палки.

 11. Куклы и мягкие игрушки.

 12. Скакалки.

 13. «Карусель» обруч с лентами.

 14. Шарфы разных цветов.

 15. Карнавальные детские костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, собака, тигр, поросенок, ежик, обезьянка и т.д.