«Интеллектуальные витаминки»

Каждое занятие состоит из восьми заданий, каждое из которых направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

· Работа с числом (способность совершать счётные операции)

· Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)

· Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

· Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)

· Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)

· Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

· Системный анализ (стратегическое планирование)

· Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

 

Курс "Интеллектуальные витаминки« включает в себя комплексное использование двух инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:

· Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);

· БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);

 

Деление на обычные, супервитаминки, контрольные моновитаминки, проектные, предметные, рефлексия.

Педагоги

Логинова Ирина Сергеевна

Корохова Светлана Алексеевна

Содержание программы

1. (ВЗ) Вводное занятие. Цель – знакомство с программой, со структурой и правилами выполнения заданий. Варианты выполнения заданий:-Индивидуально с проверкой, -Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение. Цель – активное введение в работу. Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их. Варианты выполнения заданий:-Индивидуально с проверкой. -Фронтальная работа с параллельной проверкой.- Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (СР) Самостоятельная работа. Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений. Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим. Варианты выполнения заданий:- Индивидуально с проверкой.- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.-Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (ОЗ) Особые занятия. Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение всех трёх мероприятий – в Приложениях 5, 6 и 8. Варианты проведения особых занятий:- Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.- Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. Самоподготовка. Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. "Интеллектуальная витаминка" целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий:-Индивидуально.-Самостоятельная работа, привлечение родителей.

6. (СП) Специальные занятия. Цель – формирование конкретного фактора интеллекта. Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8). Варианты выполнения заданий:-Индивидуально с проверкой.- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.-Групповая работа, – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений, при проверке выполнения заданий.-Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома. 

7. (МЗ) Мониторинговые занятия. Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров (Витамин К1, ВитаминК2). Учитель оценивает каждое задание в баллах и заполняет таблицу «Уровни сформированности универсальных учебных действий у обучающихся». 

8. (СМ) Стартовый мониторинг. Цель – оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Мониторинговый конкурс отличается по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволяет не только осуществить начальный срез, но и даёт более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю предоставляется готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.

9. (Р) Проектное занятие. Цель – формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Проектные занятия проводятся по «Проектным витаминкам» (Витамин Р1, Витамин Р2, Витамин Р3). 

10. (О) Предметное занятие. Цель – применение сформированных УУД на различных учебных предметах. Предметные занятия проводятся по «Предметным витаминкам» (Витамин О1, Витамин О2, Витамин О3). Данные «витаминки» предназначены для работы вместо проектов, если учитель по какой-либо причине не может проводить проекты (или непосредственно перед проведением очередного проекта, если позволяет время). Предметные «витаминки» можно отнести к учебным предметам: О1 («Искусство быть читателем») – литературное чтение; О2 («Семь раз отмерь, один раз отрежь») – математика; О3 («Чему верить, что проверить») – окружающий мир. План занятия: - Работа с эпиграфом.- Интеллектуальная разминка.- Выполнение заданий. - Рефлексия. Варианты выполнения заданий:- Индивидуально с проверкой.- Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.- Групповая работа  – в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий.

Цели программы

Формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Результат программы

У выпускника будут сформированы:

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-ознавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли "хорошего ученика";

Материально-техническая база

Оборудованный классный кабинет, проектор, интерактивная доска.