Эковичок

"Кто был глух к природе с детства,

кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,

не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность"

(В.А. Сухомлинский)

 

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ:

1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. – 203 стр.

2. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. – Вып. 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007. – 416 с.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Черняева Александра Михайловна

Содержание программы

Содержание программы рассчитано на 216 часов. Кружок "Эковичок" можно отнести к программам направленным на профориентирование, так как теоретическая часть переплетена с практическими занятиями, экскурсиями в природу, в пожарную часть, проводятся инструктажи по технике безопасности. На практических занятиях дети будут работать не только с природными материалами, также будут рисовать, работать в "живом уголке", учиться пересаживать комнатные растения, учитывая их особенности размножения, готовить и проводить театрализованные представления по произведениям классики, участвовать в конкурсах, выставках. 

Цели программы

Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

 

Особые условия проведения

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

§ принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

§ принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

§ принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

§ принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

§ принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение программы:

 Основные способы и формы работы с детьми:

 Программой используются индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.

Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.

Формы работы: объяснение, планирование, консультации, организация совместных наблюдений, опыт описаний, исследование и работа с научной литературой.

Микрогрупповая форма работы используется в работе с малыми группами из 3 – 4 человек и направлена на воспитание у воспитанников таких социально значимых качеств: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и самореализации.

Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование, совместные проекты.

Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.

Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы.

Массовая форма работы направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с гармонично развитыми сферами индивидуальности, позволяющая ему не только жить в гармонии с природой и социальной средой, но и активно участвовать в сохранении окружающего мира.

Формы работы: массовая познавательная и практическая, исследовательская и пропагандистская деятельность.

В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 30 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.

Основные методы организации и реализации учебно-воспитательного процесса:

Методы воздействия на становления экологической воспитанности обучающихся:

 § метод убеждения (формирование у воспитанников устойчивых убеждений, когда воздействие осуществляется на интеллектуальную сферу);

§ метод упражнений (формирование важных качеств личности как поведение в условиях природы и ответственность по отношению к ней в практической деятельности);

§ метод стимулирования (оказывает влияние на мотивационную сферу личности путем использования поощрения, наказания, соревнования).

 Методический:

§ ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями;

§ наличие рабочей учебной программы.

 Дидактический:

§ наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды);

§ наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);

§ литература по методике преподавания.

 Материально-технический:

§ кабинет для занятий кружка размером;

§ шкаф для хранения природного материала

§ садовый инвентарь

§ клей ПВА.

§ природный материал: камни, ракушки, шишки и т.п.;

§ бумага (калька, картон, альбомная и т.п.);

§ гербарные папки;

§ фотоаппарат;

§ фотокамера;

§ горшки цветочные;

§ клетки для содержания животных;

§ канцелярские принадлежности;

§ емкость для воды.