Бисероплетение

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Бисероплетение". Художественного направления. Представляет собой инструмент введения ребёнка 6-15 лет в "волшебный мир" бисера, изготовление украшений, декоративных изделий, игрушек из бисера, конструирования, моделирования. Программа предусматривает знакомство с историей возникновения бисероплетения,  традиционными узорами, с направлениями современной моды в бисероплетение.

Актуальность  программы в том, что при обучении одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Достоинства - творческое использование проектной деятельности в учебном процессе и реализация идеи "свободного выбора", что формирует креативное мышление.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Наталья Викторовна Фирсова, педагогический стаж 19 лет

Содержание программы

Содержание программы знакомит обучающихся со способом изготовления бисера, его формой и цветовой гаммой. Обучающиеся учатся работать с проволокой, леской, резинкой. Знакомятся с плетением всевозможных украшений. Начиная от менее сложных и постепенно переходя к более сложным способам плетения. Важно, что работа с бисером вырабатывает у детей умение видеть прекрасное, стараться самостоятельно создать что- то красивое, необычное. Процесс выполнения изделия требует от обучающихся ловких действий, которыми дети младшего и среднего возраста владеют плохо. В ходе систематического труда рука обучающегося приобретает уверенность, пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее значение на становление красивого почерка. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления художественных изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений, развивается логическое мышление, пространственное воображение. Работа с бисером способствует нормализации психологического состояния, помогает занять досуг. Бисероплетение один из перспективных путей самореализации, саморазвития. Знания и умения, полученные на занятиях в объединении «Бисероплетение» играют важную роль на протяжении всей жизни человека. В процессе обучения осуществляются метапредметные связи с изобразительным искусством, природоведением, культурологией, историей. Решение задач творческого развития личности учащегося обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые могут выполняться методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Задания (изготовление декоративных композиций, панно, коллажей) направлены на решение задач художественного воспитания обучающихся, раскрытие их творческих способностей. Программа ориентированна на приобретение знаний, умений и навыков в области плетения бисером. Это и различные способы низания и вышивания бисером, знакомство с технологическими и потребительскими свойствами бисера, приемами художественного оформления композиций, приемами подбора цвета в изделиях.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что педагогическая деятельность по организации творчества обучающихся обусловлена идеей «свободного выбора». Это позволяет раскрыть индивидуальные способности обучающихся, способствует осознанному выбору профессии. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования, так как при изготовлении изделий уделяется большое внимание художественному восприятию действительности. В процессе освоения программы «Бисероплетение» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется толерантное мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения. Основной итог освоения программы – это сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД), являющихся основным объектом метапредметных результатов.

Цели программы

Формировать метапредметные компетенции учащихся, раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения, воспитать любовь к народной культуре. Обеспечить усвоение основных знаний и умений по элементам техники, технологии, материаловедения в области плетения бисером в их интеграции с декоративно-прикладным творчеством в художественной направленности.

Результат программы

Предметные результаты: первый год обучения изучение истории возникновения бисероплетения разных народов, тенденции развития бисероплетения, как искусства. Ознакомление с образцами изделий из бисера в выставочных стендах, с литературой по бисероплетению. Получение первоначальных знаний, навыков плетения бисером, выполнение простых элементов плетения, изделий 1–й степени сложности, осуществление подбора бисера по цвету и фактуре, изготовление простейших изделий из бисера, работа с леской и проволокой, ножницами, составление несложных композиций. Предметные результаты: второй год закрепление навыков сочетания практических и теоретических занятий. Получение возможности самостоятельного выбора вида деятельности. Освоение различных техник низания бисером и объемного плетения на леске. Умение изготавливать изделия из бисера 2-й степени сложности по схемам или описаниям. Приобретение навыков художественного конструирования и моделирования новых сюжетов и форм; композиционного решения изготовления изделий из готовых образцов и деталей из бисера. Предметные результаты: третий год обучения развитие практических навыков и умений, развитие креативного мышления. Профессиональная ориентация через самостоятельный выбор и индивидуальный подход к процессу изготовления предметов из бисера. Умение изготавливать изделия из бисера повышенной сложности по схемам и описаниям. Совершенствовать навыки художественного конструирования и моделирования. Осуществление творческого подхода к композиционному решению изделия. Осознанность качественного изготовления. Личностные результаты: Коммуникативные навыки: умеет правильно определять свою самооценку; сотрудничать с друзьями, уважать окружающих; имеет представление о этических и эстетических нормах. Индивидуальные склонности к учебе: умеет слушать, следить за развитием нужной мысли, усидчив, уверен в себе, умеет слушать окружающих, самоорганизовываться. Гуманистические навыки: умеет участвовать в обсуждении, – способен рассуждать, задавать вопросы по существу. Научные навыки: проявляет любознательность в познании окружающего мира, понимает ключевые положения. Здоровьесберегающие навыки: проявляет умения самостоятельного ухода за собой - моет руки, умеет убрать своё рабочее место, делает зарядку, активно участвует в физкультминутках. Этические навыки: умеет правильно вести себя, знает основы этикета.

Навыки устной речи: обучающийся готов отвечать, вести диалог. Развита мотивация к изучению бисероплетения. Развита мотивация к самостоятельности. Развиты основы мировоззрения и нравственной позиции

Особые условия проведения

Для реализации программы создана интерактивная развивающая тематическая среда: игры, упражнения, наглядный материал, средства обучения (бисер, схемы, презентации) программа носит ярко выраженный деятельностный характер. Материально-техническое обеспечение – наличие кабинета с 15-ю посадочными местами, учебные столы не менее 6, 15 - стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. Кабинет оборудован мебелью для хранения учебной и методической литературы наглядных пособий (альбомы, карты-схемы, книги, журналы). Бисер, проволока, леска, бусины, теплента, гипс, ножницы, гуашь, бумага А4, карандаши, маркеры, цветная бумага, тесьма, нитки, пряжа. 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение: наличие кабинета с 15-ю посадочными местами, учебные столы не менее 6, 15 - стульев, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. Кабинет оборудован мебелью для хранения учебной и методической литературы наглядных пособий (альбомы, карты-схемы, книги, журналы). Бисер, проволока, леска, бусины, теплента, гипс, ножницы, гуашь, бумага А4, карандаши, маркеры, цветная бумага, тесьма, нитки, пряжа.