Музей – это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции – это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати – полем.
Музей образовательного учреждения является учебно-воспитательным структурным подразделением школы; тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры, природы, техники. Деятельность музея специфична и имеет особенности исследовательской, фондовой, экспозиционной, воспитательной и образовательной деятельности.
Школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение.
Первый уровень – это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе; второй уровень – интеграция музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень – связь музея с местным сообществом.
Работа музея, обладающая нравственно-эмоциональным воздействием, осуществляется через задачи и организационно-педагогические цели программы.
Важное условие реализации программы музея – совместное творчество музейного педагога и обучающихся, дающее им возможность поверить в себя и свои возможности, пробуждения чувств, которые, развиваясь, вырастут в любовь к родному краю, к России.
Задачи программы:
- активизация интереса обучающихся к изучению родного края;
- формирование целостного представления об историческом пути России и Тульского края, о важнейших событиях отечественной истории; воспитание у детей чувства гордости за причастность к истории; развитие потребности постоянного приобщения к духовным ценностям народа;
- формирование музейной культуры, бережного отношения к раритетам прошлого и к предметному миру в целом;
- ознакомление обучающихся с основами музееведения, привлечение их к поисковой, краеведческой и пропагандистской деятельности через разнообразные формы музейной работы; развитие творческой активности и самодеятельности;
- распространение и пропаганда опыта работы школьного музея.
Программа строится на принципах:
- краеведения;
- связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью;
- прочности усвоения знаний;
- доступности;
- дифференцированного подхода;
- творческой активности и самостоятельности;
- наглядности;
- занимательности;
- единства воспитания и обучения;
- музеи для детей и руками детей.
На методах:
- диалога и беседы;
- демонстрации музейных предметов и наглядности пособий;
- самостоятельного наблюдения;
- игры;
- проектно-исследовательской деятельности.