Классный час на тему «Блокадный Ленинград»

Классный час на тему «Блокадный Ленинград»

Цели и задачи:

Обучающие:

формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление;
Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета;
создавать ситуацию для самовыражения ребенка;
Воспитывающие:

продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
Оборудование:

выставка книг о Великой Отечественной войне,
видеоматериалы;
аудиозаписи песен "Священная война", "Седьмая симфонии" Д. Шостаковича;
кадры кинохроники;
метроном;
портрет Т. Савичевой.
Ход занятия

Здравствуйте, ребята! На уроках, кл.часах вы изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте, выразим наши чувства, соберем "Корзину чувств". Перед вами на столах лежат листочки бумаги, возьмите в руки ручки и напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Заполните корзину. (дети прикрепляют в корзину слова и читают их).

Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце занятия мы снова заполните «корзину чувств».

Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего занятия «Блокадный Ленинград».

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Звучит запись песни «Священная война».

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Перед командующим группой армии «Север» генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."
"Будет мир. Вам не снится мир?"
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь.
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
(Е. Рывина "Ночь".)

Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!

Стук метронома. Пауза.

Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Ю.Воронов.)

Стук метронома. Пауза.

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто".

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! Воинов - ленинградцев и волховчан - разделяло 15 километров болотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. Над болотистой местностью возвышались песчаные холмы с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов фашисты врыли в землю танки. За валами из деревьев и земли засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волковского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! Звучит финал Седьмой симфонии" д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.

- Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду.

- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?

Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего урока?

 

План

  • Заполнение "Корзины чувств"
  • Разговор о "Дне воинской славы России"
  • Прослушивание стихов поэтов, переживших блокаду
  • Рассказ стихотворений о блокадном Ленинграде.

Цели

Цели и задачи:

Обучающие:

формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление;
Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета;
создавать ситуацию для самовыражения ребенка;
Воспитывающие:

продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

Ожидаемые результаты

Сформированы коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания; навыки выразительного чтения, речевого этикета; познакомили с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

Условия

Для участия в мероприятии  учащиеся или их законные представители подают заявку через АИС "Навигатор".

Контактные лица

Коченова Марина Юрьевна, 89294888531

Длительность

1 час

Стоимость

Бесплатно

Материально-техническая база

Используется оборудование, полученное учреждением в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка".